Мы каждый день удовлетворяем свои потребности, множество разнообразнейших потребностей, или, иначе говоря, нужд. Множество потребностей нуждаются в удовлетворении по жизненным показателям, без них невозможно существование организма в целом, а также отдельных его систем или органов: дыхание, сон, пища или вода; организм нуждается в защите от негативных условий внешней среды. Удовлетворение витальных (жизненных) потребностей - общее для всех организмов.
Но человек, в отличие от остальных представителей биологического мира, обладает рядом качеств, выводящих удовлетворение его потребностей за рамки чисто биологической необходимости.
Потребность является основой структуры деятельности, ее пусковым механизмом.
Потребность - мотив - цель.
Потребность, как нужда, выражена, определена в мотиве, и способ ее удовлетворения определяет цель.
Наряду с истинными потребностями существуют «виртуальные», не настоящие, удовлетворение которых не связано с насущной необходимостью.
Удовлетворение «виртуальных» потребностей ведет к возникновению новых потребностей, не менее «виртуальных».
Современный потребитель довольно избалован разнообразием форм и способов удовлетворения своих нужд; в мире изобилия постоянно неудовлетворенной потребностью является потребность в новизне.
Ярким примером являются дети. Игрушка для ребенка является ценностью, пока не появляется следующая, более новая. Новизна делает игрушку более ценной по сравнению с той, которой он обладает на данный момент, пусть даже предыдущая игрушка не утратила своих свойств, и вполне пригодна для игры. Но ее ценность утрачена, вытеснена новым объектом. Игровая деятельность ребенка переключается на новый объект. Старый обесценен.
Казалось бы, ребенок может играть и со старой игрушкой, которая удовлетворяла его полностью, но внесение в его деятельность нового фактора полностью меняет его поведение. Удовлетворена потребность в новизне. Потребность, не являющаяся основой игровой деятельности, не существенная, но, тем не менее, изменение этого фактора приводит к изменению поведения в целом.
Многие из потребительских товаров призваны удовлетворять не только истинные потребности, но и сопутствующие, через ложные цели.
«Подсолнечное масло без холестерина» - громко заявляет производитель на этикетке. Потребитель, «заботящийся о своем здоровье», выбирает «полезное» масло, без холестерина. Производитель не соврал, в его масле действительно нет холестерина, и в масле конкурента тоже его нет, как и в любом другом масле растительного происхождения. Холестерин - продукт исключительно животного происхождения.
Потребитель, купивший этот продукт, внемля «не вредности» этого масла удовлетворяет свою потребность в безопасности. По типу «нет вредного - полезно».
Человек - существо общественное: социум диктует нормы, стандарты и формы поведения. Обществом создан стандарт привлекательности – стройность. Производитель наперебой предлагает низкокалорийные продукты, подменяя истинное ложным. Продукт питания необходим для насыщения организма энергией, единицей которой и является калория. Потребитель готов платить большие деньги за продукт, меньше удовлетворяющий его истинные потребности, взамен удовлетворяя виртуальные.
Потребитель похож на некую добычу - ловкую, верткую, но при этом глупую.
На каждом шагу расставлены капканы, семантические и визуальные ловушки, призванные заманить потребителя в сеть удовлетворение потребностей через ложные цели.